Самарское время
17:53
Вторник, 29 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
89.66 91.48
76.82 78.67
Котировки
РТС 1163.63 6.21
ММВБ 2914.99 20.78
Brent 42.29 0.04

В решении одной из сложнейших экологических проблем Тольятти наметились позитивные сдвиги

00:0010.03.2020 1107

5 марта 2020 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности посетили городской округ Тольятти, где провели совместное заседание с профильной комиссией Общественной палаты города.


Участники заседания – представители профильных общественных организаций, научного сообщества, органов местного самоуправления – обсудили перспективы решения одного из самых болезненных на данный момент экологических вопросов Автограда: ситуации, сложившейся на территории бывшего завода «Фосфор».


Во второй половине XX века завод «Куйбышевфосфор» являлся самым крупным предприятием в СССР по выпуску фосфора и его производных, а также единственным производителем желтого фосфора в РСФСР. Здесь были организованы производства синтетических моющих средств, сложных удобрений, жидких комплексных удобрений, фосфатирующих и моющих препаратов. Продукция завода поставлялась в два десятка стран мира. На рубеже веков предприятие было приватизировано, а затем обанкротилось: в 2003 году всякая производственная деятельность на мощностях завода прекратилась.


Сегодня земельный участок бывшего ОАО «Фосфор» площадью более 186 гектар находится в федеральной собственности (согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2012 г.). На данном земельном участке расположены как объекты федеральной собственности – защитные сооружения гражданской обороны, так и объекты, находящиеся в частной собственности. При этом на промышленной площадке бывшего завода до сих пор размещены бесхозяйные опасные отходы.


«В целях обеспечения безопасности населения городского округа Тольятти Администрацией на условиях софинансирования из средств областного бюджета в 2009 году проведена инвентаризация отходов. Выявлено около 8 тыс. тонн отходов и остатков некондиционных продуктов I-IV класса, – рассказала руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти Надежда Павлинова. – Условия и состояние мест складирования отходов, состояние тары неудовлетворительные и не соответствуют действующим нормам и правилам. Желтый фосфор, содержащийся в емкостях, систематически самовозгорается». Так, в 2019 году было зафиксировано – 25 случаев самовозгорания фосфорсодержащих отходов. Благодаря оперативной реакции пожарных подразделений ни один случай самовозгорания не развился до крупного пожара с выделением большого количества продуктов горения фосфора.


В Администрации города осознают всю опасность сложившейся ситуации. Но проблема заключается в том, что у муниципалитета отсутствуют полномочия по приему в собственность отходов (веществ?) находящихся на территории бывшего завода. По словам представителей горадминистрации, единственно законным способом является оформление права собственности на отходы/вещества за Российской Федерацией в судебном порядке (на основании пункта 2 статьи 226 Гражданского кодекса РФ) с дальнейшей передачей их в муниципальную собственность.


Ситуация осложняется и тем, что на сегодняшний день нет даже документальных доказательств того, является ли желтый фосфор, размещенный на территории бывшего ОАО «Фосфор», отходами. Или все же стоит рассматривать его как «вещество»? Администрацией Тольятти прорабатывались вопросы как по утилизации фосфорсодержащих веществ так и по утилизации фосфорсодержащих отходов, – заверила Надежда Павлинова. По итогам неоднократных обращений горадминистрации в профильные министерства мероприятие по рекультивации территории бывшего завода было включено в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 годы. Работы предполагалось провести в 2014-2019 гг., на что из средств федерального бюджета должно было быть выделено более 3 млрд рублей (с софинансированием из бюджета Самарской области – 31 млн рублей). Однако на уровне федеральных министерств проект согласован не был.


Другие многочисленные попытки Администрации г.о. Тольятти так или иначе решить проблему (например, велись переговоры с представителями казахстанского фосфорного завода) также успехом не увенчались. Одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на ликвидацию прошлого экологического ущерба (в соответствии с приложением 6 к государственной программе РФ «Охрана окружающей среды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326) является включение земельного участка в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (реестр ОНВОС). Однако Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отказало во включении бывшей территории ОАО «Фосфор» в реестр ОНВОС в связи с недостаточностью представленной информации и материалов. Получить такие материалы можно только в ходе инженерно-изыскательских исследований. «Кроме того, министерство промышленности и торговли Самарской области обращалось в Минприроды РФ по включению мероприятия «Проектирование и рекультивация территории бывшего ОАО «Фосфор» в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», но так же был получен отказ в связи с неполнотой представленных данных», – пояснила Надежда Павлинова.


Тем не менее, определенные подвижки в решении проблемы, благодаря большой совместной работе, проведенной областью и городом, в настоящее время все же наметились. Недавно ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (по итогам электронного аукциона) приступил к разработке технико-экономического обоснования на вариантной основе для проведения работ по ликвидации очагов загрязнения на территории бывшего ОАО «Фосфор».


«В соответствии с контрактом срок разработки ТЭО – 30 ноября 2020 года. По результатам ТЭО будет сформирована заявка в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с целью включения территории бывшего ОАО «Фосфор» в реестр ОНВОС», – сообщила Надежда Павлинова.


«Организационных проблем для выполнения ТЭО у нас на данный момент нет. Технико-экономическое обоснование – это предпроектная стадия, которая является основным инструментом определения «сценария» последующей реализации проекта по ликвидации источников негативного воздействия. Все предыдущие обследования не дают ответа на вопрос о том, что это (отходы? сырье?) и как с этим обращаться. А отсутствие необходимой информации обрекает мероприятие высокой экологической значимости на нереализуемость. Поэтому ТЭО – важнейших этап закладки основных проектных решений, которые должны быть жизнеспособны в условиях существующей юридической коллизии, когда земля находится в федеральной собственности, а объекты в частном владении», – подчеркнула профессор кафедры «Химическая технология и промышленная экология» Самарского государственного технического университета Ольга Тупицина.


Сегодня в целях защиты от несанкционированного проникновения вся территория площадки бывшего завода имеет ограждение по периметру, въезд, выезд и проход на территорию осуществляется по пропускам через три КПП. Здесь осуществляют деятельность порядка 50 организаций, из которых 11 являются объектами негативного воздействия, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, и 9 – объектами регионального надзора. Органами прокуратуры с привлечением специалистов отдела государственного экологического надзора (контроля) Администрации г.о. Тольятти периодически проводятся проверки юридических лиц, расположенных на территории бывшего завода ОАО «Фосфор», на предмет соблюдения предприятиями требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.


«В Общественные палаты города и региона поступают обращения граждан, обеспокоенных экологической обстановкой в нашей области. В том числе, ситуацией, сложившейся на территории бывшего завода «Фосфор». Не обладая достаточной информацией, люди сомневаются, строятся домыслы и предположения. Мы бы хотели внести ясность, разобраться в данном вопросе. В определенном смысле нам сегодня это удалось. Важно, что наконец-то можно говорить о некоторых позитивных сдвигах в решении проблемы. Население должно об этом знать», – отметила председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.


По мнению общественников, ни в коем случае нельзя останавливаться на этапе разработки ТЭО: на основании полученной информации необходимо сразу же переходить к формированию подробного проекта рекультивации территории. Причем, – уверены члены палаты, – выполнять различные работы нужно по возможности параллельно, не теряя времени.


«Вопрос очистки территории бывшего ОАО «Фосфор» очень актуален, давно обсуждается и очевидно, что сегодня назрела необходимость к быстрому его решению. В стране были и более опасные промышленные объекты, территории которых обследовались и рекультивировались. Полагаю, что при поддержке со стороны федеральных органов и эта ситуация решаема», – отметил эксперт комиссии, профессор Тольяттинского университета Сергей Афанасьев.

5 марта 2020 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности посетили городской округ Тольятти, где провели совместное заседание с профильной комиссией Общественной палаты города.

Участники заседания – представители профильных общественных организаций, научного сообщества, органов местного самоуправления – обсудили перспективы решения одного из самых болезненных на данный момент экологических вопросов Автограда: ситуации, сложившейся на территории бывшего завода «Фосфор».
Во второй половине XX века завод «Куйбышевфосфор» являлся самым крупным предприятием в СССР по выпуску фосфора и его производных, а также единственным производителем желтого фосфора в РСФСР. Здесь были организованы производства синтетических моющих средств, сложных удобрений, жидких комплексных удобрений, фосфатирующих и моющих препаратов. Продукция завода поставлялась в два десятка стран мира. На рубеже веков предприятие было приватизировано, а затем обанкротилось: в 2003 году всякая производственная деятельность на мощностях завода прекратилась.


Сегодня земельный участок бывшего ОАО «Фосфор» площадью более 186 гектар находится в федеральной собственности (согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2012 г.). На данном земельном участке расположены как объекты федеральной собственности – защитные сооружения гражданской обороны, так и объекты, находящиеся в частной собственности. При этом на промышленной площадке бывшего завода до сих пор размещены бесхозяйные опасные отходы.


«В целях обеспечения безопасности населения городского округа Тольятти Администрацией на условиях софинансирования из средств областного бюджета в 2009 году проведена инвентаризация отходов. Выявлено около 8 тыс. тонн отходов и остатков некондиционных продуктов I-IV класса, – рассказала руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти Надежда Павлинова. – Условия и состояние мест складирования отходов, состояние тары неудовлетворительные и не соответствуют действующим нормам и правилам. Желтый фосфор, содержащийся в емкостях, систематически самовозгорается». Так, в 2019 году было зафиксировано – 25 случаев самовозгорания фосфорсодержащих отходов. Благодаря оперативной реакции пожарных подразделений ни один случай самовозгорания не развился до крупного пожара с выделением большого количества продуктов горения фосфора.


В Администрации города осознают всю опасность сложившейся ситуации. Но проблема заключается в том, что у муниципалитета отсутствуют полномочия по приему в собственность отходов (веществ?) находящихся на территории бывшего завода. По словам представителей горадминистрации, единственно законным способом является оформление права собственности на отходы/вещества за Российской Федерацией в судебном порядке (на основании пункта 2 статьи 226 Гражданского кодекса РФ) с дальнейшей передачей их в муниципальную собственность.


Ситуация осложняется и тем, что на сегодняшний день нет даже документальных доказательств того, является ли желтый фосфор, размещенный на территории бывшего ОАО «Фосфор», отходами. Или все же стоит рассматривать его как «вещество»? Администрацией Тольятти прорабатывались вопросы как по утилизации фосфорсодержащих веществ так и по утилизации фосфорсодержащих отходов, – заверила Надежда Павлинова. По итогам неоднократных обращений горадминистрации в профильные министерства мероприятие по рекультивации территории бывшего завода было включено в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 годы. Работы предполагалось провести в 2014-2019 гг., на что из средств федерального бюджета должно было быть выделено более 3 млрд рублей (с софинансированием из бюджета Самарской области – 31 млн рублей). Однако на уровне федеральных министерств проект согласован не был.


Другие многочисленные попытки Администрации г.о. Тольятти так или иначе решить проблему (например, велись переговоры с представителями казахстанского фосфорного завода) также успехом не увенчались. Одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на ликвидацию прошлого экологического ущерба (в соответствии с приложением 6 к государственной программе РФ «Охрана окружающей среды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326) является включение земельного участка в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (реестр ОНВОС). Однако Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отказало во включении бывшей территории ОАО «Фосфор» в реестр ОНВОС в связи с недостаточностью представленной информации и материалов. Получить такие материалы можно только в ходе инженерно-изыскательских исследований. «Кроме того, министерство промышленности и торговли Самарской области обращалось в Минприроды РФ по включению мероприятия «Проектирование и рекультивация территории бывшего ОАО «Фосфор» в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», но так же был получен отказ в связи с неполнотой представленных данных», – пояснила Надежда Павлинова.


Тем не менее, определенные подвижки в решении проблемы, благодаря большой совместной работе, проведенной областью и городом, в настоящее время все же наметились. Недавно ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (по итогам электронного аукциона) приступил к разработке технико-экономического обоснования на вариантной основе для проведения работ по ликвидации очагов загрязнения на территории бывшего ОАО «Фосфор».


«В соответствии с контрактом срок разработки ТЭО – 30 ноября 2020 года. По результатам ТЭО будет сформирована заявка в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с целью включения территории бывшего ОАО «Фосфор» в реестр ОНВОС», – сообщила Надежда Павлинова.


«Организационных проблем для выполнения ТЭО у нас на данный момент нет. Технико-экономическое обоснование – это предпроектная стадия, которая является основным инструментом определения «сценария» последующей реализации проекта по ликвидации источников негативного воздействия. Все предыдущие обследования не дают ответа на вопрос о том, что это (отходы? сырье?) и как с этим обращаться. А отсутствие необходимой информации обрекает мероприятие высокой экологической значимости на нереализуемость. Поэтому ТЭО – важнейших этап закладки основных проектных решений, которые должны быть жизнеспособны в условиях существующей юридической коллизии, когда земля находится в федеральной собственности, а объекты в частном владении», – подчеркнула профессор кафедры «Химическая технология и промышленная экология» Самарского государственного технического университета Ольга Тупицина.


Сегодня в целях защиты от несанкционированного проникновения вся территория площадки бывшего завода имеет ограждение по периметру, въезд, выезд и проход на территорию осуществляется по пропускам через три КПП. Здесь осуществляют деятельность порядка 50 организаций, из которых 11 являются объектами негативного воздействия, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, и 9 – объектами регионального надзора. Органами прокуратуры с привлечением специалистов отдела государственного экологического надзора (контроля) Администрации г.о. Тольятти периодически проводятся проверки юридических лиц, расположенных на территории бывшего завода ОАО «Фосфор», на предмет соблюдения предприятиями требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.


«В Общественные палаты города и региона поступают обращения граждан, обеспокоенных экологической обстановкой в нашей области. В том числе, ситуацией, сложившейся на территории бывшего завода «Фосфор». Не обладая достаточной информацией, люди сомневаются, строятся домыслы и предположения. Мы бы хотели внести ясность, разобраться в данном вопросе. В определенном смысле нам сегодня это удалось. Важно, что наконец-то можно говорить о некоторых позитивных сдвигах в решении проблемы. Население должно об этом знать», – отметила председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.


По мнению общественников, ни в коем случае нельзя останавливаться на этапе разработки ТЭО: на основании полученной информации необходимо сразу же переходить к формированию подробного проекта рекультивации территории. Причем, – уверены члены палаты, – выполнять различные работы нужно по возможности параллельно, не теряя времени.


«Вопрос очистки территории бывшего ОАО «Фосфор» очень актуален, давно обсуждается и очевидно, что сегодня назрела необходимость к быстрому его решению. В стране были и более опасные промышленные объекты, территории которых обследовались и рекультивировались. Полагаю, что при поддержке со стороны федеральных органов и эта ситуация решаема», – отметил эксперт комиссии, профессор Тольяттинского университета Сергей Афанасьев/

Источник: Общественная палата Самарской области

Понравилось? Поделись с друзьями!